Уже скоро в Украину хлынет поток подержанного коммерческого транспорта из ЕС. Кто и когда планирует справить нам весь хлам из Европы
Насколько быстро в ЕС развивается сектор легкового электрического транспорта, настолько же отстает в электрификации транспорт коммерческий. Пока. И это - проблема, которая может не только спровоцировать экологические штрафы для автопроизводителей. Старый коммерческий транспорт с ДВС вполне способен перекочевать из стран ЕС в Украину.
Если кто-то считает, что автопарк, мягко говоря, в возрасте - это отличительная черта Украины, то он ошибается. По данным свежего исследования Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в настоящее время на дорогах ЕС находится 6,2 млн средних и тяжелых коммерческих автомобилей, средний возраст которых составляет 13 лет. Почти 98% всех этих грузовиков работают на дизельном топливе. Лишь около 2300 грузовиков, или 0,04% от общего парка, являются грузовиками с нулевым уровнем выбросов. Самый большой парк грузовиков в Польше. Он насчитывает почти 1,2 млн. авто. Затем следуют Германия (1 010 742 шт.) и Италия (946 393 шт.).
Если говорить более подробно, то:
● Греческие грузовики, которым более 21 года, являются самыми старыми в ЕС. Новейшие грузовики можно найти в Австрии (6,4 года).
● В ЕС находится в обращении более 28 миллионов фургонов. Франция имеет самый большой парк фургонов - 6 миллионов.
● Средний возраст легких коммерческих автомобилей в ЕС составляет 11,6 года. Среди четырех основных рынков ЕС Испания имеет самый старый парк фургонов (13 лет), за ней следует Италия (12,6 года).
● Легкие коммерческие автомобили с дизельным двигателем преобладают во всех странах ЕС, кроме Греции. Почти 90% фургонов в ЕС работают на дизельном топливе, только 0,3% фургонов в ЕС электрические.
● Средний возраст автобусов на дорогах ЕС - 11,7 года. Самые старые автобусы - в Греции (19,9 года), а самые новые - в Австрии (4,8 года).
● Дизельные автобусы, по-прежнему, составляют 94,5% автопарка ЕС, и только 0,6% - электрические автобусы.
О чем мы говорим?
Вся эта техника сейчас усердно трудится на дорогах стран ЕС. Но, вполне можно сказать, что дни ее сочтены. Ведь в Евросоюзе очень серьезно взялись за решение экологических проблем.
Новые климатические цели ЕС вынуждают автопроизводителей коммерческого транспорта электрифицировать свой модельный ряд. И этот процесс - идет. Такие именитые марки, как Ford, Renault, Peugeot, Citroen, Opel, Volkswagen, Hyundai, Volvo, Scania и другие одна за другой представляют электрические или гибридные версии уже существующих моделей, или создают абсолютно новые. Тем не менее, объективно, на дорогах стран ЕС и в европейских городах намного чаще можно встретить легковые, а не коммерческие и грузовые электромобили. И это - бОльшая проблема для экологии, чем может показаться на первый взгляд. Хотя бы потому, что тот же коммерческий транспорт (особенно тяжелый), в основном дизельный. И он потребляет, а значит - и выделяет, намного больше вредных веществ, чем легковой. На транспорт приходится почти четверть всего объема выбросов CO 2 в ЕС , и это - единственный сектор, в котором вообще не наблюдается значительного сокращения выбросов. Грузовики и автобусы выбрасывают около четверти этих транспортных выбросов, что уже составляет около 6% от общего объема выбросов парниковых газов в ЕС. Их доля будет увеличиваться и дальше, поскольку автомобильные перевозки быстро растут, а легковые автомобили становятся чище по мере ускорения их электрификации.
Новые двигатели и чистые технологии - это ближайшая перспектива. Но - перспектива, если говорить о массовой декарбонизации транспорта. А в обозримом будущем коммерческий и грузовой транспорт так и будет продолжать загрязнять атмосферу.
В Европе новые правила ЕС по топливной эффективности для грузовиков впервые предписывают резкое сокращение выбросов. Они должны вызвать трансформацию в этом секторе, сродни той, которая потрясла автомобильную промышленность. Правила ЕС, принятые в 2019 году, гласят, что с 2025 года вновь зарегистрированные грузовики должны иметь на 15% меньше выбросов, а с 2030 года и далее - на 30%.
Например, крупнейший член ЕС Германия, поставила перед собой цель сократить общие выбросы от транспорта примерно на 40% в течение десятилетия. Государственная программа защиты климата предусматривает, что к 2030 году треть пробега будет покрыта электрическими грузовиками или топливом на основе электроэнергии.
Таким образом, должно произойти достаточно быстрое замещение грузового и коммерческого транспорта с ДВС на гибридный или полностью электрический. А возможно - и водородный. Вроде бы все понятно. В чем же проблема?
Когда это может случиться?
Более легкие коммерческие автомобили уже вошли в переходный период в большом количестве. Например, Amazon в прошлом году заказала 100 000 электрических грузовых автофургонов у Rivian. К 2030 году в компании намерены использовать полностью возобновляемые источники энергии в своем автопарке. Еще один крупный интернет-магазин, занимающийся доставкой в Европу, заказал у Mercedes-Benz 1800 электрических фургонов.
Но это монстры. А в большом масштабе на первых порах будет сложно найти покупателей для новых электрических грузовиков. Ведь, по мнению отраслевых экспертов, транспортная отрасль работает с небольшой маржой, а электрокары - не дешевы. С другой стороны, акцент транспортной отрасли на низких затратах, наоборот может в значительной степени способствовать такому переходу. Но на более позднем этапе. Ведь, электрические грузовики очень дешевы в эксплуатации, благодаря сравнительно низким расходам на электроэнергию и техническое обслуживание.
В настоящее время в очистке тяжелых транспортных средств лидируют государственные закупки. Например, государственные органы по всему миру вкладывают значительные средства в электрические автобусы. Количество электрифицированных автобусов в Европе возросло примерно до 4000. А в Китае - примерно до 400000. В рамках крупнейшего заказа на чисто электрические автобусы за пределами Китая китайский автопроизводитель BYD выиграл контракт в начале 2021 года на поставку 1002 электрических моделей в столицу Колумбии Боготу.
То есть, замещение старого транспорта на новый - экологически чистый, уже происходит. А вот как быстро нежелательные в ЕС “грязные” грузовики, автобусы и фургоны доберутся до Украины, однозначно сказать сложно, поскольку тут есть нюансы.
Для достижения экологических показателей, установленных ЕС, по оценкам европейских производителей грузовиков, к 2030 году необходимо будет ввести в эксплуатацию около 200 000 грузовиков с нулевым уровнем выбросов. Согласно подсчетам ACEA, это потребует ошеломляющего чуть ли не 100-кратного увеличения производства чистого транспорта за период менее 10 лет. По мнению генерального директора ACEA Эрика-Марка Хуитема, для такого рывка необходима государственная поддержка. Чтобы грузовики с нулевым уровнем выбросов стали предпочтительным выбором транспортных операторов, необходимы срочные меры на европейском уровне и на уровне государств-членов. В частности, установление дорожных сборов на основе CO 2, налогообложение на основе углеродного и энергетического содержания топлива, прозрачная система ценообразования на выбросы CO 2. И, конечно же, - плотная сеть инфраструктуры для зарядки и заправки, подходящей для грузовиков.
Германия недавно согласовала комплекс мер в поддержку такого рывка. В ближайшие три года здесь потратят более 1 млрд евро на субсидирование до 80% дополнительных затрат на автомобили с низким уровнем выбросов, по сравнению с дизельными грузовиками. Министерство транспорта также заявило, что будет управлять установкой инфраструктуры для зарядки и заправки топлива, необходимой для коммерческих автомобилей с альтернативными системами привода. А также - выступить за реформу системы взимания дорожных сборов с грузовых автомобилей с учетом выбросов CO 2 . В ближайшие три года страна хочет протестировать аккумуляторные электроприводы, приводы водородных топливных элементов и контактные сети, в рамках подготовки к крупномасштабному развертыванию, которое начнется примерно с конца 2023 года.
То есть - примерно через 3 года к нам могут потянуться грузовики и коммерческий транспорт с ДВС, которые станут в Германии не только нежеланными, но и дорогими за счет экологических налогов. Но при нынешних темпах, обновления парка грузовых автомобилей в Германии займет около десяти лет. А капитальное переоснащение парка грузовых автомобилей Польши продлится 22 года.
Так что грузовой и коммерческий транспорт из ЕС начнет у нас вторую жизнь. С этой целью идет постоянное лоббирование понизить экологические нормы в Украине для коммерческого транспорта до уровня Евро-2. Это даст возможность спихнуть в Украину весь старый хлам из ЕС.
-
14.03.22 20:10
Четвертий пакет санкцій проти Росії варто чекати завтра – журналістКИЇВ. 14 березня. УНН. Комітет постійних представників ЄС завершив переговори щодо четвертого пакету санкцій ЄС проти Росії за напад на Україну, офіційне прийняття відбудеться завтра. Про це написав кореспондент "Радіо Свобода" Рікард Йозвяк у Twitter.
Читать далее > -
01.03.22 14:05
Президентка Європарламенту: ми підтримаємо надання Україні статусу кандидата на вступЄвропейський парламент визнає європейську перспективу України та працюватиме над тим, щоб Україна отримала статус кандидата на членство.
Читать далее > -
21.02.22 14:04
Україна закликала ЄС вже зараз запровадити частину санкцій проти РосіїУкраїна запропонувала Європейському Союзу частково застосувати проти Росії обмежувальні заходи вже зараз, щоб стримати подальший розвиток її агресії проти України.
Читать далее > -
18.02.22 14:46
Перший транш від ЄС у 600 мільйонів євро Україна може отримати в березніПерший транш кредиту макрофінансової допомоги від Європейського Союзу обсягом в 600 млн євро Україна може отримати вже наприкінці березня чи на початку квітня цього року.
Читать далее >