Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре (фото)
Американская компания Firefly Aerospace занимается разработкой сверхлегких транспортных ракет-носителей и уже провела 3 января 165-секундные испытания 4-х двигателей Reaver — последний важный тест перед запуском с авиабазы «Ванденберг» в Калифорнии. И по словам Director of International Business Development Алены Колесник, места в ракете уже распроданы на несколько лет вперед. Груз — спутники связи и наблюдения за Землей.
В 2017 Firefly Aerospace перезапустил серийный предприниматель Макс Поляков. По разным оценкам, в компанию инвестировано от $75 млн до $100 млн. Идея предприятия в том, чтобы запускать в космос не большие дорогие ракеты, а легкие, коммерчески эффективные носители для доставки на орбиту небольших грузов.
Центральный офис Firefly Aerospace — в Остине, Техас, а R&D-центр — в украинском Днепре. Там занимаются проведением исследований и изучением экспериментальных разработок в сфере технических наук.
По данным SpaceWorks, в космос ежегодно доставляется около 300 спутников весом от 1 до 50 кг. С исследованиями, сбором данных и отдельными задачами коммуникации давно справляются и небольшие аппараты.
Однако развитие отрасли все еще тормозят методы их доставки — им приходится подстраиваться под редкие запуски тяжелых носителей класса Falcon или Ariane, вдобавок многим достаточно околоземной орбиты. Носитель Alpha от Firefly Aerospace призван решить эту задачу: если запуск Falcon 9 от SpaceX обойдется от $60 млн до $100 млн., то Alpha от Firefly Aerospace — $15 млн.
Ракета Alpha предназначена для запуска грузов весом до 1 тонны на высоту до 200 км и около 600 кг на солнечно-синхронную орбиту 500 км. Также компания уже занимается носителем Beta, состоящим из трех ядер Alpha и модернизированного двигателя верхней ступени. Она будет стоить $35 млн, за которые она сможет поднимать груз весом до 4 тонн на низкую околоземную орбиту, до 3 тонн на солнечно-синхронную и 1 тонну на геостационарную.
Firefly Aerospace в Днепре занимает помещение в 4000 м² , оставшиеся от завода «Сфера» и в классическом понимании заводом не является. Firefly Aerospace — это продуктовая компания и зарабатывает не на продаже ракет или технологий, а на доставке грузов. Поэтому на заводе занимаются не производством серийных образцов, а R&D — поиском новых и оптимизацией существующих технических методов производства элементов ракет.
Здесь получают ракетные агрегаты автоматики, детали камер сгорания и турбонасосных агрегатов. Например, для первой ракеты Alpha на заводе Firefly Aerospace уже разработали и произвели электропневмоклапаны для пневмоблока двигателя и пневмоуправляемые клапаны для подачи компонентов топлива. Следующими шагами станут огневые испытания, для которых уже строится специальные стенд, и полный цикл производства ракетных двигателей в Украине.
"С принятием закона №1071, разрешившего частным компаниям заниматься космической деятельностью в Украине, стало возможным проводить огневые испытания — это плюс. Бюрократизации в получении разрешительной документации на экспорт на практике пока меньше не стало, но я верю в лучшее", - Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре.
В 2020 году в украинской команде Firefly Aerospace 200 человек — это проектанты, инженеры-конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели. 40% составляют именно инженеры-конструкторы. 19 из них являются кандидатами наук, 1 — доктор наук. Средний возраст работников составляет 30-35 лет. В большинстве это сотрудники, которых пригласили из смежной отрасли (например, КБ «Южное» и ЮМЗ). Кроме того, есть выпускники физтеха ДНУ, исторически готовившего в Днепре специалистов по ракетно-космической технике.
Завод разделен на четыре зоны: участок производства заготовок, участок доработки заготовок до посадочных размеров, участок контроля качества и испытаний, и заводоуправление.
Участок 3D-печати. Печатают разными металлическими порошками, преимущественно инконелем — жаропрочным никель-хромовым сплавом.
В 3D-принтере лазерный луч сплавляет металл в заготовки.
Установка очистки деталей от порошка после 3D-печати. Здесь с заготовки давлением снимается металлическая пыль.
"Традиционно заготовки деталей производились литьем, штамповкой, ковкой, прокаткой и другими методами. Однако они имеют ряд ограничений в получении сложных деталей, особенно со сложными внутренними поверхностями, узкими каналами или тонкими стенками. Аддитивные технологии, при правильном подходе, дают возможность обходить некоторые из этих ограничений, упрощают технологию, а также снижают сроки и стоимость изготовления деталей. То, что раньше (а у многих до сих пор) делалось 3 месяца, на заводе FireFly делается 3 дня. Вместе с новыми технологиями, топовым оборудованием для механической доработки заготовок и суперкомпьютерами для моделирования это и представляет ценность и все мире к этому идут, каждый своим путем", - Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре.
Участок механической обработки заготовок
Фрезеровка
Фрезерная четырехкоординатная обработка деталей турбонасосного агрегата (ТНА) — насоса, который ставится на каждый ракетный двигатель, для подачи топлива и окислителя одновременно — керосина и кислорода, в данном случае.
Фрезерная обработка корпуса клапана. Клапаны нужны не только для управления подачей топлива, но также сжатого воздуха, азота, гелия, которые есть на борту ракеты. Гелий используется обычно вместо воздуха в высотных ступенях — у него больше энергоемкость, он лучше сжимается, его можно больше по объему закачать в баллон, при этом он не боится низких температур.
На станке доводится до финальных размеров выпускной коллектор турбонасосного агрегата — через него выходят горячие газы, продукты сгорания, которые раскручивают турбину. На одном валу стоит турбина, на которую подается горячий газ, дальше стоит насос окислителя, дальше стоит насос горючего. И это все соединено одним валом и у них полная синхронизация между собой — два насоса и одна горячая полость, которая раскручивает эти два насоса.
Фрезерная обработка детали типа «пластина».
Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пятикоординатном обрабатывающем центре. На фотографии на станке находится деталь поддержки, сделанная на этом же станке.
Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пяти координатном обрабатывающем центре.
Пятикоординатные обрабатывающие центры — такой станок позволяет обрабатывать большие детали с очень высокой скоростью резки металла и точностью до 5 микрон. «Одно из лучших изобретений в мех-обработке» — говорит нам его оператор.
Токарная обработка
Фрезерная обработка детали типа «пластина».
Токарная обработка корпусной детали клапана. Именно здесь полученную на 3D-принтере заготовку вгоняют в «посадочные размеры» — в микроны, деталь-в-деталь.
Револьверная головка обрабатывающего центра с ЧПУ — на такой головке крепится сразу несколько инструментов, которые автоматически работают и меняются согласно алгоритму.
Внутренняя расточка отверстия детали клапана на обрабатывающем центре с ЧПУ.
Другие методы обработки
Роботизированный сварочный комплекс. Сварка деталей клапана методом аргонодуговой сварки TIG.
Муфельная печь для термической обработки металла — закалка, отпуск и старение Инконеля, титановых и других специальных нержавеющих сплавов при температуре около 1300 ℃.
Процесс выемки контейнера с деталями из печи. Например, титан, требует термообработки.
Процесс термической обработки металла. Он предусматривает циклические нагревы деталей и затем глубокое «захолаживание» (температура ниже −70 ℃ ). В зависимости от марки обрабатываемого материала может быть 1- 4 цикла «нагрев — охлаждение».
Отрезка заготовки на ленточной пиле.
Контроль качества и испытания
Измерительная рука на участке сборки. Процесс обмера геометрии деталей ТНА.
Измерительная рука. Процесс обмера геометрии деталей ТНА.
Процесс контроля геометрических размеров с помощью координатно-измерительной машины.
Испытательный участок агрегатов автоматики.
Электроника
Электротехническая лаборатория. Здесь была создана электронная начинка центра управления испытаниями ракетного двигателя и система снятия его телеметрических показаний.
Процесс намотки электрических катушек для электромагнитных клапанов. Намоточный станок. Обеспечивает укладку проволоки виток к витку и натяжку, при этом не нарушает изоляционного покрытия провода. Катушки, изготовленные на предприятии, не боятся ни воды, ни холода ( −70 ℃), ни жары (+120 ℃).
-
10.11.20 17:15
В Україні зупинилися кілька цукрових заводів через дефіцит сировиниСтаном на 6 листопада 2020 року переробку цукрового буряку в Україні розпочали 30 цукрових заводів. Про це повідомляє пресслужба Національної асоціації “Укрцукор”.
Читать далее > -
05.11.20 17:45
Bloomberg: Huawei планирует построить завод в Китае по производству собственных чипов без технологий СШАКак сообщает американское издание Bloomberg, ссылаясь на Financial Times, Huawei собирается построить завод по производству собственных микросхем без использования технологий США.
Читать далее > -
06.11.19 16:05
Зеленский шокирован: завод Малышева за 10 лет построил один танк для ВСУПрезидент Украины Владимир Зеленский выразил крайнее удивление тем, что харьковский "Завод имени Малышева" за последние десять лет построил только один танк для Вооруженных Сил Украины
Читать далее > -
28.07.19 18:58
В Запорожье на заводе произошла утечка титанаСегодня в 10:36 в "Службы спасения" 1012 поступило сообщение о происшествии на территории ООО "ЗТМК". Об этом сообщили в пресс-службе ГСЧС Запорожской области.
Читать далее >