Налоговая амнистия – мировая практика, которая позволяет вернуть в страну выведенные в офшоры капиталы.
В Украине уже много лет обсуждается необходимость проведения такой акции, но в этот раз, похоже, процесс будет доведен до результата. Об этом, а также о том, какие риски в украинских реалиях может нести для бизнеса налоговая амнистия, рассказал руководитель налоговой практики LCF Law Group Андрей Реун на форуме, посвященному налоговой реформе.
Скажите, в чем польза налоговой амнистии для госбюджета?
Налоговая амнистия может быть очень полезной для государства, поскольку она позволяет не только вернуть капитал в страну, но также и заработать на дополнительных налогах. Вместе с тем для того, чтобы эта амнистия была успешной, необходимо обеспечить в первую очередь доверие населения к власти, чтобы амнистия и условия были доступными и понятными для населения.
И должна быть также гарантия непривлечения к дополнительной ответственности в отношении активов, которые они раскроют, или доходов, которые они задекларируют. Иначе это может все не взлететь.
У нас уже давно идут разговоры о налоговой амнистии. Действительно ли сейчас это будет эффективно?
Я думаю, что она состоится, поскольку об этом уже даже идет речь в меморандуме с МВФ – что будет разработана модель этой амнистии и указаны основные ключевые путеводные камни, которые эта амнистия будет предусматривать. А также в связи с тем, что у нас усложняется законодательство по противодействию размыванию налоговой базы, я думаю, налоговая амнистия является этаким предусловием для успешного ее внедрения, чтобы все раскрылись и заплатили все налоги и потом в будущем могли спокойно показывать свои иностранные активы, иностранные компании и платить налоги, пополняя украинский бюджет, на развитие экономики, медицины, образования и всех благ для населения.
Есть какие-то примерные расчеты, сколько средств можно привлечь таким образом?
Таких расчетов у меня нет, но вообще в мире налоговая амнистия считается успешной, если в результате ее государство заработало от 2,5% ВВП и выше. У нас планируемый ВВП на 2020 год $115 млрд, соответственно, если Украина получит $3 млрд в качестве налоговых поступлений и в бюджет, то амнистию можно считать успешной.
По возврату капитала все будет зависеть от условий, на которых будет проводиться. Потому что, если будут льготные ставки, например, по раскрытым активам в связи с возвратом денег в Украину, я думаю, мы можем ожидать большего притока денежных средств в Украину.
Если эта амнистия будет проведена, надо ли в будущем проводить еще одну налоговую амнистию?
Налоговая амнистия считается успешной, если она одноразовая. К сожалению, мировая практика показывает, что, когда государство начинает их проводить, очень сложно остановиться. Одно из условий успешной налоговой амнистии – дать понять всему населению и потенциальным декларантам, что это единоразовая акция.
В Украине это можно сделать, например, путем приближения вступления в силу и фактически работы международного обмена налоговой информации, когда украинские бизнесмены будут понимать, что они все равно эти активы нигде не спрячут, и в таком случае они заплатят больше налогов, чем если они раскроются при налоговой амнистии.
Что бы вы хотели порекомендовать инициаторам реформы?
Я очень надеюсь, то те законопроекты, которые сейчас есть, будут максимально доработаны для того, чтобы население поверило государству. В том числе, что, если налоговые проверки будут проводиться, важно обеспечить, чтобы в результате таких проверок начисления проводились, например, по тем же ставкам, по которым декларируется амнистия. Чтобы не было в таком случае дополнительных штрафов либо пеней. И чтобы не было доначисления по надуманным формальным основаниям.
А есть риски этого?
Формально сейчас законопроектом №1232 предусмотрено, что налоговая может дополнительно проверить после того, как декларант раскрылся, и доначислить ему налоговые обязательства. И если она это делает, тогда то, что он задекларировал это обязательство, не считается согласованным. Соответственно, могут включаться механизмы по привлечению к уголовной ответственности, административной и т.д.
Если это будет, тогда, я думаю, вероятность позитивного успеха будет существенно ниже. Чтобы проверки не результировали доначисления штрафов и пеней ни в коем случае, и чтобы применялись конкретные ставки применимо к конкретно амнистии…
У нас же часто бизнес говорит, что налоговая выполняет планы по штрафам…
Это и есть ключевое опасение. Пока декларант не раскрылся, налоговая этой информации не имеет и не знает, как к нему подойти. Как только он раскрылся, у нее появляются дополнительные источники. Несмотря на то, что там будет указано, что это конфиденциальная информация и она не может использоваться в качестве доказательств, у налоговой и правоохранительных органов есть другие инструменты подумать, где налогоплательщик взял деньги или активы, которые он декларирует, и зайти с другой стороны. Здесь важно обеспечить доверие населения к органам власти, иначе не взлетает…
Сами налоговики готовы к этому процессу?
Налоговики, я думаю, не очень готовы. Некоторые страны как раз под налоговую амнистию специально запускали увеличение штата налоговой для того, чтобы показать налогоплательщикам, что вы не скроетесь в случае чего. Чтобы иметь возможность проадминистрировать соответствующую налоговую амнистию.